Pifagoria.ru > Рыцарский цикл > Востребованность героев

Востребованность героев

«На хребтах истории высятся герои…»

Когда-то в далекой юности я именно так начал мое стихотворение, от которого впоследствии отказался, сочтя слишком романтическим и незрелым. Но, познакомившись со временем с исследованиями историков - Карлейля и Льва Гумилева, убедился в моей первоначальной правоте.

Революционные и эволюционные преобразования общества, вопреки недавно господствовавшей догме о гегемонии масс в кардинальных преобразованиях государственного устройства, производили фанатично и самоотверженно преданные воодушевляющей идее герои мысли и герои дела, как их назвал Лев Гумилев - пассионарии.

Из первых формируются великие Мыслители; из вторых - великие Вожди.

Мыслители с большой буквы - проектанты будущего; Вожди - деятели настоящего. Их объединяет исключительная пассионарность, опирающаяся на разум и интуицию.

Гениальные пассионарии видят и предвидят лучше, шире, глубже и дальше, чем другие (в том числе - выдающиеся своим менталитетом) люди. Это не исключает возможности промахов в программах и в деятельности реформаторов и не умаляет их заслуг.

Как ни парадоксально, но в «программе» человека, Природы и Богов, по всей вероятности, заложена не только случайность, но и необходимость ошибки, стимулирующей исправление ее, а потом и совершенствование исправленного!

Отсюда неизбежность пересмотра понятия «утопии» как чего-то принципиально невыполнимого, выдуманного и ложного.

Самый яркий пример шемякина суда - поверхностная и односторонняя биография коммунистической идеи, сначала идолоизированной, а потом в небрежении отвергнутой. Опровергатели ухватились не за теорию коммунизма (происхождение которой уходит в недра античности), а за неудачную примененность ее, якобы дискредитирующую саму концепцию светлого будущего человечества…

Но так ли это? Неужто все проектируемые великими Утопистами от Платона, Кампанеллы, Томаса Мора до Маркса и Энгельса грядущие совершенные общественные устройства, без исключения, миражи?

Конечно нет!

Во-первых, исторически известные отдельные эксперименты, завершившиеся фиаско, немногочисленны и не были доведены до конца; во-вторых, даже при допущении несостоятельности утопий, нельзя сделать вывод о ненужности их. Напротив, Утопии - эффективные двигатели индивидуального и общественного сознания. Они - лучшие генераторы преобразований в жизни людей.

Идеал, в чистом виде недостижимый, уникальный стимулятор достижений и подвигов, как правило, не претендующих на идеальность исполнителей.

Проблема белых (незапятнанных) одежд и чистых (умытых) рук, несмотря на свою банальную элементарность, если говорить о нынешней зачастую демонстративно-распущенной молодежи, не просто актуальна, а вопиюще-актуальна на фоне мутно-баламутного потока пошлятины текущих лет, захлестнувшей средства массовой, так называемой, культуры…

Надо откровенно признать, что в настоящее время культура, если не находится в упадке, то приближается к опасной черте, за которой следует «гибель богов», т.е. вечных моральных ценностей.

Христианская заповедь «люби ближнего, как самого себя» неотменна, но, как нам представляется, назрела необходимость более энергичной формулировки: «люби ближнего больше, чем самого себя», ибо люди неединообразно относятся к себе: кроме отъявленных эгоистов имеются не столь редкие субъекты, в той или другой мере безразлично относящиеся к собственной особе (например, бомжи), и даже ненавидящие себя (фанатики-сектанты). Между тем, на протяжении всей истории человечества находились герои, жертвовавшие собой ради спасения других, подвергавшихся смертельной опасности…

Когда-то, будучи школьником (30-е годы ХХ века), я читал поучительную книгу «Дети-герои» из рассказов (былей или легенд) о самоотверженных поступках бесстрашных подростков. С тех пор переизданий этой книги не видел. А жаль!

Мы недооцениваем нравственно-духовный потенциал ребенка. У детей интуиция превосходит то, что они знают; а у взрослых знания подминают интуицию. В результате умудренный жизненным опытом человек, к вящему удивлению его, оказывается в проигрыше. Полагает - не додумал, а на деле - надул себя, целиком полагаясь на рациональное решение проблемы.

Иисус Христос не воспользовался возможностью «благоразумного» ухода из Иерусалима, ибо миссия Его была сверхрациональна, и избрал подвиг самопожертвования во благо человечества…

Уроки жизни помогают людям не столько «умнеть», сколько «глупеть», так как настойчиво приземляют сознание, лишая его крыльев воображения. Малыш, мышление которого еще не прибито бытом, истинный вольнодумец.

«Какой чудесный феномен
Воображение ребенка!
У взрослого придет взамен
Мышленье под одну гребенку
И сказочно-реальный мир,
Где, как маяк, жар-птицы перья,
В квадратной плоскости квартир
Вдруг сократится до двумерья…
Ребенок не забыл астрал
(Но вырастет и позабудет!).
Он верит в то, во что играл,
И знал, что явь таится в чуде.
Все дети в мыслях здесь и Там,
Могущественные, как боги,
Чтобы потом по всем статьям
Пойти дорогою двуногих…»

У меня был знакомый, умный, проницательный человек, а главное - «незакомплексованный», т.е. лишенный предвзятости. Как-то он сказал мне: «Я начал глупеть с двадцати лет жизни».

Возможно, он слишком рано развился. Вундеркинды обычно еще быстрее теряют свою одаренность.

Что педагогу, как нам представляется, надлежит поощрять в школьнике?

1. Прямоту и честность высказывания без «оглядки» и «приноровления» к известным штампам.

2. Самостоятельность подхода и взгляда на предмет рассмотрения.

3. Развитие индивидуальности не в противопоставлении к окружающим и вместе с тем не в ущерб собственному потенциалу.

4. Коммуникабельность, т.е. способность к сотрудничеству с знакомыми, друзьями и коллективом.

Если педагог замечает в ученике какие-то нежелательные тенденции, прорывающиеся в безответственные поступки, желательно, прежде чем устроить классное «разбирательство», сначала спокойно (без «грома и молнии») поговорить с ним, и лишь при продолжении нетерпимых выходок, - принимать радикальные решения. Попытаемся сформулировать:

Не приказывать, а подсказывать;

Не управлять, а направлять;

Не констатировать, а контактировать.

Однако же без жестких, непререкаемых схем!

Независимо от педагогики,
Указаний любой методики
Бессердечная разума формула
Так, как вздор, до сих пор мала…
24.02.2001

5.10.2010


Вернуться назад