Pifagoria.ru > Великие > Эзотеризм восьмеричного пути Будды

Эзотеризм восьмеричного пути Будды

Восемь – весь Ом
(Анаграмма)

Будда не только Учитель прошедшего,
Правила истинной жизни нашедшего;
Будда не только мудрец настоящего
В виде духовного Солнца светящего;
Но помогает творить людям будущее
Благословенный Будда еще…


Сорок лет тому назад – в 1956 году – отмечалось два с половиной тысячелетия со Дня рождения Будды, Великого Учителя человечества, заслужившего такое количество высоких эпитетов, что одно перечисление их заняло бы целую книгу. Назовем несколько: «Лев среди людей», «Свет спасения», «Пребывающий в наивысшем Небе», «Наставник богов и людей»[1].


* * *

Будда Гаутама (он же – Шакьямуни), расставшийся с царским саном ради жизни странствующего монаха, отличался скромностью, присущей всем духовным водителям человечества. Но благодарная память потомков наградила его так называемым «львиным престолом» (Sinhasana) – троном с изваянием львов.

Почему лев стал эмблемой Будды? Напрашивается ответ: лев – в фольклоре многих народов – царь зверей, как сильнейший в мире животных. Это так, но не только сила выделяет его из крупнейших хищников. Лев – единственный зверь, кроме величественной осанки проявляющий своеобразное благородство на охоте: он оповещает громогласным рыком о том, что вышел на добычу... Царю зверей не пристало втихую подкрадываться или прятаться в засаде. Он правдиво докладывает о себе: «Я голоден. Спасайтесь кто может!»

Вегетарианец Будда по мощи мысли и благородству убеждений был Духовным Львом.

Сразу после рождения принц Сиддхарта, ставший впоследствии Буддой, заявил о причастности к сокровенному знанию мистическим жестом, понятным каждому посвященному: одной рукой он показал на Небо, другой на землю. Герметическая Мудрость в ее главных эмблемах и символах едина для всех времен и народов. Такой же глубокомысленный жест, объединяющий Небо и землю, показывает первый персонаж – Верховный Маг – эмблематично и символично закодированных карт, известных как «Арканы Таро»[2].

Один из титулов Будды – «Трикалайна», т.е. знающий три времени (прошедшее, настоящее и будущее). Однако жест новорожденного Сиддхарты не означал Всезнания, а представлял как бы заявку на последующее Всеведение, ибо будущий Владыка, облекаясь в плоть, временно терял свои надчеловеческие преимущества. По закону Кармы великий дух в плотном (земном) теле должен самостоятельным поиском и трудом, пройдя через всяческие соблазны и испытания, достичь полного нравственного и духовного совершенства.

Семь лет монашеских странствий, исканий и разочарований, вплоть до опыта крайнего аскетизма, потребовалось Будде прежде, чем Он постиг Истину... Первыми об этом догадались ясновидящие мудрецы, пораженные гигантской аурой незнакомого им Святого.

Показателен параллелизм некоторых экстремальных ситуаций биографий Будды и Христа. Мара (демон зла), подобно Сатане («Князю Мира сего»), трижды неудачно искушавшего Иисуса в пустыне, пытался и коварными уловками, и грубой силой сбить Гаутаму с пути истинного. Сначала Мара, приняв облик посланца царя Капилавасту (отца Будды), напрасно добивался возвращения Гаутамы в родной город; потом послал трех красавиц-дочерей соблазнить Святого. Когда и это не удалось, Мара во главе полчища демонов напал на Будду, но Благословенный остался невозмутим, и Мара был вынужден признать свое поражение.

Среди учеников Будды, как впоследствии у Христа, нашелся злодей-предатель, двоюродный брат Учителя, Девадатта. Иуда предал Христа, став одержимым (согласно Евангелию Иоанна, дьявол вошел в Иуду). Причина отступничества Девадатта другая: он перестал понимать Будду – «тьма заслонила путь ему[3]». Девадатта покушался на жизнь Учителя: он сбросил с горы камень на Него, но, к счастью, Благословенный почти не пострадал.

Принципиально несостоятелен спор: какой Бог «больше» или какой Учитель «выше»... При этом логика подменяется догматикой. Например: «Будда учил самосовершенствованию; Христос – самоотдаче. Самоотдача важнее. Поэтому Христос выше!» Однако быть способным на самоотдачу – значит уже достичь должного уровня совершенства.

Предположим, человеку не требовалось заниматься самосовершенствованием: он проявлял склонность к самоотдаче от рождения (редкий, но возможный случай). Что ж? Отсюда следует, что «сужденный праведник» в предыдущих воплощениях успешно трудился на поприще самосовершенствования. Драгоценный камень становится драгоценностью только в результате тщательной шлифовки.

Тот, кому суждено было стать Учителем человечества, Гаутамой Буддой, предварительно прошел длительный путь обучения из 550-ти земных воплощений... По тибетской пословице, «тигр полосат снаружи, человек полосат внутри». 550 жизней провел Благословенный на Земле, чтобы до конца разделаться с полосатыми приметами, унижающими человеческое достоинство.

Слово человек имеет три слога,

Семь букв. А в них – зверей берлога...

Точнее – зверей и животных, ибо из буквенных комбинаций слова «человек» составляются звери: «лев» и «волк», а также – животные: «вол» и (в множественном числе) «овечек».

Так вот кто человек!
Меняя буквы метко,
Он часто вол-чеек,
А лев-океч он редко.
Он в стае – волк-ееч,
А в массе – л-овечек –
Людской природы речь
Во всех ее наречьях.

Натура человека бесконечно противоречива. Она даже чисто условно никак не укладывается в четыре указанных эталона: «вол», «волк», «лев», «овечка». Вместе с тем эталоны эти достаточно типичны и, можно допустить, не случайно содержатся в слове-понятии «человек».

«Лев», как эмблема Будды, метафорически – духовный Владыка, Герой, распространенный образ в геральдике королевской власти; «волк» – олицетворение злобного убийцы; «вол» – силы и тупости; «овечка» – слабости и покорности? И да, и нет. С точки зрения здравого смысла – да. С позиции эзотеризма – нет.

Стремительный Бог Огня – Агни – изображался верхом на баране – далеко не самом быстром животном. Но баран-агнец сам по себе символ огня, ибо он же – Овен – первый огненный знак Зодиака! Пламя огня завивается, поднимаясь в вышину. Овен весь завивается, подобно клубящемуся пламени: вьется шерсть Овна; вьются его рога, обращенные во внутрь, а не вне, как у бойцовых животных... Овен-Агнец – воплощение миролюбия. Поэтому рога его – не средства защиты и нападения.

Вполне закономерно, что ягненок – жертвенное существо. Агни – Сын Божий – сужденная Жертва, необходимая жертва Христа ради просветления человечества...

Лев и Ягненок – казалось бы – противоположные полюса! Но и тот, и другой среди знаков Зодиака принадлежит к стихии Огня. Великий Учитель человечества, Благословенный Будда, был могуч, как лев, и кроток, как ягненок.

Стержнем Его Учения в перспективе Зодиака представляется Седьмой знак – Весы, утверждающий баланс между двумя крайностями, какими бы они ни были... Возьмем взаимоисключающие постулаты: «человек бессмертен» и «человека ждет полное уничтожение».

Для достижения первого и устранения последнего Будда предложил Золотой Срединный Путь, ибо нет ни гарантированного бессмертия, ни обязательного для всех прекращения существования...

Человек в течении жизни в физическом (плотном) мире должен заслужить право на бессмертие индивидуальности неустанным трудом самосовершенствования, как велит Святое Учение (Muniasana) Будды.

Характерной особенностью изложения тезисов Буддизма являются строго выверенные числовые классификации, явно выходящие за рамки формально-рутинного перечисления.

Вот примеры тройственных классификаций:

Основополагающая Триада Учения: 1. Будда; 2. Дхарма (долг, закон); 3. Сангха (община).

Трипитака, или Три корзины мудрости: 1. Устав; 2. Поучения; 3. Толкования.

Три дефекта сосуда (т.е. человеческого существа): 1. Закупорен (невосприимчив); 2. Нечист (не понимает); 3. Опрокинут (понимает, но не следует).

Три религиозные обязанности буддиста: 1. Изучение доктрины; 2. Благие мысли; 3. Созерцание.

Три класса существ: 1. Боги; 2. Люди; 3. Наги (змеи).

И так далее.

Четверичные классификации:

Четыре благородные истины буддизма: 1. Жизнь – страдание; 2. Причина – жажда жизни; 3. Задача – преодоление этой жажды через просветление; 4. Путь – Восьмеричное самосовершенствование.

Четыре встречи, которым Будда обязан своему нравственному перевороту: 1. С больным; 2. Со стариком; 3. С покойником; 4. С аскетом.

Четыре безмерные добродетели: 1. Сострадание; 2. Доброта; 3. Радостность (духовная); 4. Бесстрастие.

Благословенный провел четыре недели под деревом Баньяна, где наступило Его Просветление – он стал Буддой.

Почитаются четыре священных места Будды: 1. Рождения (Лумбини); 2. Просветления (Бодх-Гайя); 3. Первой проповеди (Сарнатх); 4. Смерти (Кассия).

Мир, согласно буддизму, изображен на Мандале (металлическом круге) с 4-гранной горой Меру в центре и 4-мя материками вокруг нее.

И так далее.

Четверичные классификации едва ли не самые многочисленные в Буддизме и, хотя известны разнообразные комбинации из большего числа членов, нельзя не отметить фундаментального значения Тетрады в числовых приоритетах Учения. Ведь именно в Четырех Благородных Истинах Буддизма – главные заповеди Благословенного, объяснение зла жизни на Земле и указание выхода из тягостной цепи земных воплощений... Это Преддверие знаменитой нравственной программы Будды – Золотого Восьмеричного Срединного Пути, числовая символика которого по сути аналог «Клятвы пифагорейцев», выражающей единство Тетрады и Декады...

Формула Пифагора: 1 + 2 + 3 + 4 = 10 – представляет кратчайший путь от Абсолюта (Единицы) к Абсолюту (Единице), ибо цифровой корень Десяти (Декады) равен Единице (монаде)[4].

Буддийская Тетрада Благородных Истин как будто имеет количественное отношение не к Десятке (Декаде), а к Восьмерке (Огдоаде). Последнее неоспоримо, но свидетельствует всего лишь о различии подсчета числа шагов для достижения Цели.

На самом деле требуется одно и то же число шагов, прежде чем несовершенный субъект, освободившись от признаков «тигровых полос» внутри себя, постигнет совершенное состояние Абсолюта или Нирваны. Но прежде, чем предъявить математическое и геометрическое доказательство этого, остановимся на содержании Золотого Срединного Восьмеричного Пути. Он состоит из следующих нравственных ступеней:

1. Правильное распознавание; 2. Правильное мышление; 3. Правильная речь; 4. Правильное действие; 5. Правильная жизнь; 6. Правильный труд; 7. Правильная самодисциплина; 8. Правильное сосредоточение.

Буддисты выделяли числа «4» и «8» как обладающие особенной сакральной силой. Всех восьмеричных классификаций в Буддизме не перечислить. Назовем некоторые их них:

И так далее.

Помимо восьмеричных классификаций, число «8» (первое кубическое число) само по себе фигурирует в Буддизме как наиважнейшее:

Восьмерка по сокровенной весомости может поспорить с мистическим числом Семь.

Вот как пишет о Восьмерице-Огдоаде Блаватская в «Тайной Доктрине»: «София – "мудрость" гностиков, "Матерь" Огдоада... в древних системах является Святым Духом и Творцом всего сущего» (т. I, станца III, Комментарий к § 7). «Огдоада или Восемь, символизирует вечное и спиральное движение циклов, знак бесконечности «∞», и в свою очередь, оно символизировано Кадуцеем[6]. Оно показывает правильное дыхание Космоса, возглавляемого восемью Великими Богами – Семь от Извечной Матери, от Единого и Триады»(т. II, отд. 10).

В шумеро-аккадской мифологии Матери Огдоаде гностиков подобна богиня Нинхурсаг – Мать всех богов, которая выращивает 8 чудесных растений, символизирующих распространение жизни и плодородия. Историк Э.Церен в книге «Библейские холмы» в свою очередь свидетельствует: «Археологи давно привыкли к знаку-звезде Иштар с 8-ю расходящимися лучами. Этот знак нередко символизирует понятие божества вообще. Эта звезда, как путеводный знак, проходит через всю стратиграфию, через все археологические слои – век за веком, тысячелетие за тысячелетием».

Все ступени Восьмеричного Пути начинаются словом «правильное». Понятие «правильности» неоднозначно. Прямой его смысл не вызывает сомнения (например, правильное решение математической задачи), но «правильность» как некая ограничительная регламентация в наш век «безумных идей» (и в наши годы – «мозгов набекрень»!) может представиться иной своевольной натуре нотацией в духе «человека в футляре»...

Однако карикатура на Афродиту не способна умалить богиню Красоты!

Необузданность чувств и мыслей, поднятая на пьедестал бунтарями-романтиками начала XIX века (и достигшая полного беспредела в конце века XX), возникла как протест против обветшавших догм этики и эстетики классицизма.

В любом процессе развития неизбежен этап пересмотра того, что прежде было правильным, но издержки пересмотра слишком часто катастрофичны. Протест подростка против докучающей опеки родителей приводит к требованию отказа от малейшего вмешательства в его жизнь, порождает стремление вести себя неправильно. Обычная ошибка незрелого сознания в том, что отрицание правил, разумных на первой поре развития и недостаточных для следующей стадии, приводит к отрицанию правил вообще. Гипертрофия личного в противопоставлении к целому – семье, обществу, человечеству, Богу, проистекающая из непонимания закономерности всеобщей Иерархии в Природе, приводит к безответственной свободе как средству и жизни ради удовольствия как цели... Вот почва наркомании, разврата, всевозможной патологии и чудовищной уголовщины!

Беспредел самости даже в случае кажущегося успеха аморального ничтожества предопределяет деградацию и распад личности...

«Человек воображает, что он имеет ничем не ограниченную волю и, таким образом, начинает нарушать основные законы. Воля ценна, когда она сгармонизирована законами бытия» («Надземное», ч. II, 327).

Восьмеричный Путь Будды строится на дисциплинированной воле, отвечающей законам Бытия.

Необходимо различать «преходяще-правильное» и «вечно правильное».

Благословенный учил Вечно-Правильному. Вот почему Путь, на который Он направлял, ни на йоту не устарел! Как не устарел высоконравственный числовой Кодекс Пифагора.

Пора пришла показать недостаточно выясненную согласованность Тетрады-Огдоады Будды и Тетрады-Декады, принадлежащей Пифагору.

В общепринятой десятичной системе счисления натуральный ряд чисел делится на десятки. Но с помощью цифрового корня легко установить, что воспроизведение каждого числа в его «корневом» значении происходит через 8 шагов – числовых знаков. Так, между Единицей и Десятью (цифровой корень 10→1+0=1) находится 8 чисел: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Между Двумя и Одиннадцатью (цифровой корень 11→ 1+1=2) также 8 шагов: 3, 4,.. 9, 10 и т.д. Иначе говоря, от исходного числа до его «корневого» воспроизведения – опять же Восьмеричный путь! Однако именно Путь от Единицы до Десяти является преимущественно Восьмерочным. Потому что сумма промежуточных чисел на этом Пути (2+3+4+5+6+7+8+9) равна 44, а цифровой корень 44→8.

Поскольку все числа происходят от Единицы, число «Один» выступает Создателем-Демиургом натурального ряда.

Елена Ивановна Рерих – величайший авторитет в эзотерике – выявляет значение «Одного» в смысле всеобъемлющего единения: «С точки зрения метафизики единица, как символ единства включает в себя все, следовательно, она есть Абсолют» (Е.И.Рерих. Письма. 17.05.37). Каждый человек от рождения – носитель искры Божественного Огня, т.е. Абсолюта, и в этом смысле – потенциальная Единица с большой буквы. Будучи единицей (с малой буквы), он, пройдя Восьмеричный Путь, становится Большой Единицей, сливается со своим Отцом – Абсолютом.

Единица в аспекте времени и протяженности – Начало, а в аспекте вечном и безмерном – Начало и Конец.

Вспомним формулу «Откровения» Иоанна: «Я есть Альфа и Омега, Начало и Конец» (гл. I, 8; гл. XXI, 6). Альфа – первая буква греческого алфавита, по Иоанну, соответствует Агнцу (Овену), представшему перед пророком как Сын Божий. Таким образом индийский завет Будды, греческая клятва Пифагора и Христианское Откровение Иоанна в метафорически-математической интерпретации выражают одну и ту же Истину:

Человеку (малой единице), чтобы приблизиться к Абсолюту (Великой Единице), необходимо уничтожить в себе все животно-звериное (Вола и Волка) и сохранить все сердечно-духовное (Овена и Льва)[7]...

Единичным человеком
Прижимаясь к Земле,
Лезем на Небо
Добыть себя;
Желая ничего,
Как Всеобщее обязать
Единичным человеком
Освободить себя!

Малый единичный человек, освобождая себя, проходит через Восемь метаморфоз однозначных чисел (2, 3... 8, 9) и становится, достигнув Декады (10-ти), Бесконечно Большим Человеком!

Лучше всего демонстрируют данный процесс две геометрические схемы Квадрата со стороной равной Восьми. Они изображают фигуру, подобную шахматной доске из 64-х полей-клеток.

Первая схема содержит числа от единицы до 64; вторая – эти же самые числа в значениях их цифровых корней. Расположение чисел на схемах следует правилу так называемого магического или волшебного квадрата 8-го порядка. (Числа магических квадратов составляются так, что суммы их по вертикали, горизонтали и диагонали равны. В квадрате 8-го порядка, т.е. со стороной равной 8-ми, постоянная сумма чисел или константа квадрата «260».)

Схема 1
4
0
3
1
3
8
2
9
3
3
2
6
3
5
2
8
4
1
1
8
4
3
2
0
4
8
2
3
4
6
2
1
5
6
1
5
5
4
1
3
4
9
1
0
5
1
1
2
5
7
 
2
5
9
 
4
6
4
 
7
6
2
 
5
3
2
3
9
3
0
3
7
2
5
3
4
2
7
3
6
1
7
4
2
1
9
4
4
2
4
4
7
2
2
4
5
1
6
5
5
1
4
5
3
 
9
5
0
1
1
5
2
 
1
5
8
 
3
6
0
 
8
6
3
 
6
6
1
Схема 2
4
 
4
 
2
 
2
 
6
 
8
 
8
 
1
 
5
 
9
 
7
 
2
 
3
 
5
 
1
 
3
 
2
 
6
 
9
 
4
 
4
 
1
 
6
 
3
 
3
 
2
 
5
 
4
 
1
 
7
 
8
 
5
 
5
 
3
 
3
 
1
 
7
 
7
 
9
 
9
 
8
 
6
 
1
 
8
 
6
 
2
 
4
 
9
 
7
 
1
 
5
 
8
 
9
 
5
 
2
 
7
 
1
 
4
 
3
 
6
 
8
 
9
 
6
 
7
 

Об уникальных особенностях числового магического квадрата 8-го порядка на схеме 1 много интересного сообщает писатель А.Казанцев[8]. Но применительно к Золотому Срединному Пути Будды прямое отношение имеет цифровой (не магический) квадрат на схеме 2, выявляющий сокровенную суть числового магического квадрата. Цифровой квадрат замечателен выделенностью диагонали от левого нижнего угла до правого верхнего угла: диагональ сплошь из одних Единиц. Цифры вне указанной диагонали – от двойки до девятки включительно – часто повторяются, но среди них Единиц нет.

Диагональ из Единиц (которых Восемь!) может рассматриваться как Срединное направление, ибо делит квадрат ровно на две половины: справа от диагонали 28 клеток и столько же слева. Вот так, геометрически-наглядно выглядит Золотой Срединный Восьмеричный Путь Будды, приводящий к Нирване–Абсолюту...

В Учении Живой Этики неоднократно опровергается традиционно-ошибочное представление о Нирване как исчерпывающем «покое», «небытии»... Верно как раз обратное: Нирвана – это состояние величайшего духовного напряжения, это кульминация индивидуального бытия, постигшего Всеобщее Бытие в слиянии с Ним; не покой, а сгармонизированное равновесие Микро-, Макро-, МегаКосмоса; не уход из мира, а Огненный Апогей существования!

Как «нуль» – не пустота, не ничто, а производитель всего сущего, так Огненный Мир не ад, не рай, а Точка Зенита Сферы наивысшей Духовности... При этом «Зенит» не где-то «наверху», а в энергетическом Центре Надземного: «Середина занята Иерархией, из середины исходят все лучи» («Иерархия», 160). «Благословенный заповедывал Путь Срединный, на котором проявляется истинная бережность к Всеначальной энергии. Наша Обитель живет законом Срединного Пути» («Надземное», I, 109).

Будда появился на Земле и ушел из земной жизни в майское полнолуние. Но вопреки поговорке не «маялся», а светил Маяком для людей.

Он был и есть «Властелин дум» для всех, посвященных в Его Учение.

Будда еще в Будущем!



 
[1] До рождения на Земле Будда Гаутама пребывал на небесах Тушита, где боги уговорили его воплотиться среди людей, чтобы просветить заблудшее человечество.

[2] Об арканах Таро см. в главах «Дон Кихот – идеал героя» и «Древнейший Учитель Мудрости – Гермес Трисмегист».

[3] Е.И.Рерих. Криптограммы Востока.

[4] Цифровой корень многозначного числа выводится последовательным сложением его цифр вплоть до однозначного результата. Например, «89» → 8+9=17 → 1+7 → 8. Цифровой корень числа «89» → 8.

[5] Ананда на первом буддийском Соборе воспроизвел по памяти все проповеди Будды, составившие раздел сутр буддийского Канона.

[6] Кадуцей – волшебный жезл Гермеса (Меркурия). Состоит из стержня с обвивающей его змейкой, которая образует фигуру в форме восьмерки (иногда жезл обвивают две змейки).

[7] Тайну присутствия в человеческой природе звериного начала приоткрывает Иоанн, задавая вопрос о «числе зверя»: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» («Откровение», гл. 13, 18).
     Почему-то некоторые историки и исследователи (не от недостатка ли ума?) упоминают 666 исключительно как число «звериное», не считаясь с другой – «человеческой» стороной этого числа. От упрощения недалеко до извращения смысла!

[8] А.Казанцев. Дар Каиссы. В сб. научно-фантастических рассказов Подарок Шамбалы. М:, 1983.

22.10.2010


Вернуться назад